Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников
Организация психолого-педагогической деятельности определяется Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
При организации работы педагог-психолог руководствуется всеми нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагогов-психологов образования.
Цель деятельности:
Полноценное психическое и личностное развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, особенностями и потребностями, преодоление последствий неблагополучного социального опыта и обстоятельств жизни воспитанников с целью дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе
Задачи:
-
Создание психолого-педагогических условий для сохранения физического, психического, психологического здоровья всех участников образовательного процесса
-
Обеспечение индивидуального подхода к разрешению проблем воспитанников
-
Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения в эмоционально-волевой сфере, поведении.
-
Обеспечение профилактики и преодоления девиантного поведения, суицидов, правонарушений и преступлений воспитанников, формирование и развитие психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума
-
Содействие педагогическим работникам детского дома в воспитании детей и формировании толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности
-
Поддержка и реабилитация функционального состояния воспитателей.
-
Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в детском доме.
Основные направления деятельности психологической службы.
Психологическое просвещение – направленно на формирование у воспитанников и педагогических работников потребности в психологических знаниях, желания исполнять их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта.
— консультативные беседы и дискуссии по профилактике употребления ПАВ;
— семинары для педагогических работников;
— групповые занятия по формированию у воспитанников мотивации к ЗОЖ;
Психопрофилактическая работа — направлена на предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательных учреждениях, разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Реализация данного направления включала в себя следующее мероприятия: выступление но МО, семинарах, совещаниях с анализом диагностики воспитанников;
Психодиагностическая работа
Психологическая диагностика направлена на изучение индивидуальных особенностей и склонностей личности каждого ребенка, его потенциальных возможностей в процессе воспитания и обучения, в профессиональном самоопределении. Выявление нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами детей.
По результатам диагностики разрабатываются индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, даются рекомендации педагогам по построению воспитательной работы.
Психологическая коррекция
Психологическая коррекция – как активное воздействие на процесс формирования личности, осуществляется посредством разработки и проведения групповых и индивидуальных занятий, направленных на коррекцию и развитие эмоционально-личностной и коммутативной сфер (снижение уровня напряжения, тревожности, страхов, отреагирование негативных эмоций, развитие качеств толерантной личности, навыков социально-компетентного поведения, гармонизация внутригрупповых отношений, формирование бережного отношения к своему здоровью):
Психокоррекционная работа проводится как индивидуально, так и в группах. В процессе коррекционной работы используются следующие методы: психогимнастические упражнения, ролевые игры, моделирование ситуаций, групповые обсуждения, арт-терапевтические методы, релаксация.
Занятия проводятся по следующим программам:
-
Г.П.Беляева, Л.А.Гейденрих «Я в ответе за свое здоровье»
-
Л.К.Чаусова, Г.П.Беляева «Программы для социально-психологического сопровождения детей-беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей»
-
Е.В.Емельянова Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер»
-
Г.И. Макартычева «Профилактика асоциального поведения»
-
К.А.Воробьева «Программа профилактики агрессии и насилия в подростковой среде»
-
Л.А.Гейденрих «Формирование эффективных стратегий поведения в трудных ситуациях общения»
-
Г.П.Звездина, Т.Н.Щербакова «Развитие навыков позитивных взаимоотношения с миром»
-
Д.М.Задвицкая «Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков»;
-
Н.В.Морозова, Н.Я.Овчинникова «Программа комплексной медико-психологической помощи и поддержки детского населения»;
-
Т.Г.Зенкова, А.А.Осипова «Программы для социально-психологического сопровождения детей из семей, находящихся в социально-опасном положении»
-
П.В.Зязюлькин «Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях. Профилактика суицидального поведения»»
-
И.В.Москаль «Программа психологического тренинга для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания»
-
В.Солодовникова «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Отмечается положительная динамика коррекционной работе с воспитанниками, как результат правильного выбора данного направления работы.
Консультативная работа.
Включает в себя оказание помощи воспитанникам, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения детей.
Консультации проводятся по направлениям:
— психологическое консультирование педагогов по профессиональным проблемам;
— индивидуальное психологическое консультирование подростков по личностным и коммуникативным проблемам;
— проведение первичных групповых консультаций для старших подростков по профессиональному самоопределению (совместно с социальным педагогом и центром занятости).
Экспертная работа.
Экспертная работа включает в себя:
— работу в составе ПМПк детского дома с целью построения комплексных программ сопровождения, направленных на развитие определенных качеств личности, устранение выявленных проблем;
— подготовка и проведение обследование в ОПМПК с целью определения адекватного образовательного маршрута для детей с проблемами в обучении и развитии;
— участие в «Совете профилактики» детского дома с целью профилактики девиантного поведения.
Организационно-методическая работа
Включает в себя проведение следующих мероприятий:
— подготовка семинаров, практических занятий, консультаций для педагогов;
— подготовка и участие в совещаниях, педсоветах;
— обработка, анализ, интерпретация результатов диагностики;
— заполнение отчетной документации;
— повышение психологических знаний через: участие в научно-практических семинарах и конференциях по психологическим проблемам, обмен опыта с коллегами, изучение специальной литературы, повышение уровня знаний на курсах повышения квалификации.
Участие в проведении методических часов, семинарах, педсоветах позволяют удовлетворить потребность педагогических работников в психологических знаниях, изучить современные подходы к психологическим проблемам воспитания и обучения, принципы и методы психологии как науки и ее использование в практической деятельности.
Анализ результатов комплексного обследования воспитанников показывает, что наблюдается положительная динамика в коррекции познавательной и эмоционально-личностной, поведенческой сфер воспитанников.